Как меняется глобальный подход к созданию новых домов и почему они не похожи на здания, которые конструировали в прошлом
Тридцатые годы XX века в архитектуре запомнились конструктивизмом, шестидесятые— одинаковыми домами-коробками, которые строили даже на Лазурном Берегу, семидесятые— брутализмом. А какой предстанет перед потомками архитектура 2020-х годов? Отвечаем на этот вопрос вместе с основателем архбюро СПИЧ Сергеем Чобаном— и разбираем актуальные тренды в проектировании домов на примере дома «Лаврушинский», который строит компания Sminex-Интеко в километре от Кремля.
Забота об окружающей среде
Основной тенденцией в мировой архитектуре основатель СПИЧ назвал экологическую устойчивость строящихся зданий. Сергей Чобан видит этот тренд в разных странах, в которых работает: в активе архитектора множество проектов не только в России, но и в Германии. Здесь речь не только об очевидных атрибутах зеленыхзданий вроде сбора дождевой воды или выработки электроэнергии с помощью солнечных панелей на крыше.
rbc.group
«Огромную роль играют долговечность и прогнозируемо достойное существование объектов во времени,— объясняет Сергей Чобан.— Тщательно спроектированное здание с высокими, способными к трансформации этажами и тщательно детализированной каменной оболочкой— это, на мой взгляд, один из возможных сценариев решения задачи». Ровно такой подход архитектор использовал при создании дома «Лаврушинский» в районе Якиманка.
Новый дом в километре от Кремля отличается особым вниманием к деталям, включая то, каким будет долговременное влияние «Лаврушинского» на окружающую среду. Помимо натуральных долговечных материалов в отделке, это влияние проявляется в огромном дворе-парке площадью 1,4 га, который окружит все корпуса «Лаврушинского».
Стирание грани между домом и окружающим пространством
Второй важный тренд в мировой архитектуре— это проницаемость зон различного назначения и их взаимопроникновение. В каком-то смысле предвестником этой тенденции стал чилийский архитектор Алехандро Аравена. В 2016 году он получил Притцкеровскую премию— главную награду в мире архитектуры— за новаторский подход к созданию домов: Аравена буквально оставлял их незавершенными, чтобы люди могли самостоятельно персонализировать свое жилище. Со временем такое стирание граней из художественного жеста превратилось в способ открытьжилище миру.
Двери подъездов стали стеклянными, чтобы впустить кусочек улицы в дом. Балконы— открытыми. Зоны лобби— проницаемыми, чтобы в дом можно было зайти с разных сторон. А остекление— панорамным, чтобы не упустить ни люмена солнечного света и создать ощущение поляны под открытым небом в собственном доме. Апофеозом такого подхода можно назвать моллированные, то есть закругленные, окна. Сейчас эту технологию используют в наиболее продвинутых новостройках в статусных локациях крупных городов— там, где впускаемаяв дом городская среда может обогатить повседневный опыт жителей.
«Выверенное сочетание доступных общественности, частично доступных и полностью приватных пространств— то основное качество современного мегаполиса, которое обеспечивает комфорт проживания в нем,— рассказал Сергей Чобан.— А эркеры, угловое изогнутое панорамное остекление, панорамные окна, балконы с большим выносом дают прекрасные возможности для обзора видовых точек.
Производство закругленного остекления давно существует на рынке строительных материалов. Это сложная технология, которая позволяет получить радиусные стекла, подчеркивающие задуманную проектом мягкую пластику фасадов и, конечно, обеспечивающие прекрасные видовые характеристики внутренних помещений». По словам Чобана, 15–20 лет назад моллированные окна были редкостью из-за высокой цены и сложности изготовления, но сейчас они проникают в жилые проекты уровня де-люкс.
Нестандартным предложением для поклонников дорогой недвижимости в центре Москвы станут отдельные виллы на территории «Лаврушинского» с патио и личными бассейнами— редкий формат, который впечатлит даже искушенных покупателей. В «Лаврушинском» представлены шесть вилл площадью от 134 до 660 кв. м. Их жители могут прогуливаться по собственному газону в самом центре столицы. Виллы расположены на отдельном участке, с террас большинства из них открываются прямые виды на Кремль.
«Сенсорные» материалы стен
Третьим большим трендом оказалась осязательная составляющая. В мире победившего дизайна люди хотят потрогать каждый красивый элемент— и дом со всеми его атрибутами оказался очевидным кандидатом для кинестетических эмоций. В поисках оптимальных ощущений от прикосновений архитекторы по всему миру экспериментируют с деревом, гранитом, мрамором и даже полимерами, просчитать плотность которых можно еще до изготовления.
Впрочем, основным мотивом всеже остается натуральность: человеческие руки из поколения в поколение трогали камень и дерево как наиболее надежные и основательные части своего жилища. Новостройки последнего поколения возрождают в людях тактильную память предков, позволяя жителям прикоснуться к чему-то настоящему. Исследователи уже осторожно называют эту волну эмоциональным дизайном.
«Лаврушинский» можно назвать показательным примером воплощения этой идеи. Выверенная кинестетика стен и окон обладает успокаивающим эффектом, а натуральные материалы тщательно продуманной детской площадки позволяют детям расти и развиваться в естественной среде. Не менее важным оказываются не только физические свойства поверхностей, но и подразумеваемаяими тактильность. Эту характеристику называют пластичностью,насколько изгибы здания вызывают желание человека к ним прикоснуться.
«Лаврушинский» продолжает традиции сложившейся застройки Москвы той точностью и сложностью, которая присуща его деталям,— объяснил Сергей Чобан.— Архитектура «Лаврушинского» не минималистична, а, наоборот, насыщена деталями и тем самым, безусловно, следует традициям дореволюционной исторической застройки. Но не копирует их, а именно развивает, поскольку использует детали и приемы сегодняшнего времени— и в этом смысле идет вперед. Ябы сказал, что здесь есть следование традициям российской архитектуры, в частностив сочетании закругленных углов здания и контрастных по отношению к ним острых очертаний балконов. Светлая структурированная поверхность каменного фасада— одно из прочтений традиций российской архитектуры».
В элитных домах ХХ века о подобных вещах просто не задумывались. Будь то Нью-Йорк, Москва, Париж или Токио, знаковые проекты восьмидесятых и девяностых годов прошлого века выполнены в мегаполисах на технологичном, но немного бездушномуровне. У таких зданий могут быть формальные признаки недвижимости класса де-люкс, но чего-то все равно не достает. Той магии, которая возникает от сочетания трех важнейших находок архитектуры XXI века: экологичности, проницаемости и тактильности.
Проектная декларация на сайтеНаш.дом.РФ
Застройщик ООО СЗ ТОЛМАЧЕВСКИЙ
Реклама.ООО СЗ ТОЛМАЧЕВСКИЙ, erid: 4CQwVszH9pUmpcx8EYq
rbc.group
Комментарии закрыты.