Более половины многоквартирных домов, не включенных в планы замены лифтов, формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах, но взносы недостаточны для проведения работ.
Именно с низким размером взноса прежде всего связан дефицит финансирования в таких домах, уточнил он. Средний взнос на капремонт по регионам – 8–9 руб. за 1 кв. м, а в Москве – 24 руб., отмечает зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. При средней стоимости лифта 2–3 млн руб. для решения проблемы с лифтами необходимо около 200 млрд руб., говорил ранее гендиректор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов.
Финансирование работ по замене лифтов и лифтового оборудования возможно с применением отсрочки, рассрочки оплаты по договору подряда или с применением механизма факторинга, добавил представитель Минстроя. Такой способ расчетов позволяет выполнить работы сейчас, а рассчитываться за них в течение последующих 3–5 лет. Такой опыт был применен в Алтайском крае, Липецкой, Владимирской, Ульяновской, Свердловской областях, ХМАО, Удмуртии. Минстроем и общественным советом организована работа по разъяснению региональным властям действующих норм о необходимости проведения своевременной замены лифтов и существующих финансовых инструментах для домов на специальных счетах, сказал представитель ведомства.
Часть работ может софинансироваться из бюджетов субъектов РФ. К примеру, в Нижегородской области в рамках пилотного проекта организована ускоренная замена лифтов в 2024–2025 гг. (более 2000 лифтов) с рассрочкой оплаты до 2030 г. На финансирование работ выделено более 8 млрд руб. из регионального бюджета. Там меняют лифты, отработавшие более 25 лет и подлежащие замене по программе фонда капремонта, писал 6 февраля губернатор Глеб Никитин в своем Telegram-канале: «Накопленных жителями средств на капремонт точно бы не хватило, это колоссальные затраты!» Пока в регионе заменили около 900 подъемников, предстоит еще порядка 1500.
Технологии
Замена лифтов в регионах обсуждалась в Совете Федерации 21 февраля на правительственном часе с участием главы Минстроя Ирека Файзуллина. На большое количество отработавших ресурс подъемников обратил внимание сенатор Владимир Городецкий (бывший мэр Новосибирска и губернатор области). Тогда Шагиахметов заявил о «глобальной проблеме»: из 574 000 лифтов в России более 57 000 «находятся за гранью порогового предельного срока эксплуатации 25 лет». При этом, по его словам, ежегодно срок эксплуатации еще порядка 20 000 лифтов приближается к завершению. Спикер Валентина Матвиенко поручила Шагиахметову в течение двух месяцев разработать «конкретный документ» по программе ремонта и замены лифтов. Сенатору Городецкому и комитету по федеративному устройству поручено взять вопрос на контроль.
Проблема с заменой лифтов в регионах кроется не только в недостатке финансирования, но и в самом подходе к капремонту, считает депутат думы Астраханской области Олег Шеин («Справедливая Россия»). По его словам, понятие капремонта включает в себя разные виды работ, но законодательством не определены приоритеты по ним. «Даже если увеличить сам размер тарифа, то эти деньги расплывутся. Кроме того, в ряде регионов, где, как в Астраханской области, число лифтов, достигших предельных сроков эксплуатации, достигло отметки 50% и более, даже направление аккумулированных средств фонда капремонта не обеспечит должной безопасности и динамичной замены лифтов», – говорит Шеин.
Сколько лифтов чинят в России
По данным Минстроя, в целом по России ежегодно работы проводятся по порядка 15 000–16 000 лифтов (в 2020 г. – 16 100, в 2021 г. – 15 000, в 2022 г. – 14 000). В 2023 г. было заменено 16 300 лифтов, в 2024 г. «цифра останется также на уровне прошлых лет», сообщил представитель ведомства.
Разворотнева согласна с Шеиным в том, что повышение взносов вряд ли решит проблему: во-первых, люди будут недовольны, во-вторых, региональным властям придется «существенно» увеличить размер субсидий на оплату ЖКУ. Шеин считает, что для замены лифтов «требуется государственное финансирование и по-хорошему программу капремонта надо делить на две части». «Одна часть – где речь идет о безопасности людей. Это укрепление фундаментов, укрепление плит межэтажных перекрытий и лифты. Все остальное – замена стояков, ремонт крыш, покраска подъездов – может делаться непосредственно за счет взносов граждан, потому что это не влечет за собой непосредственно риски безопасности», – сказал «Ведомостям» депутат.
Плановая замена лифтов в жилых домах долгие годы не производилась, рассказал «Ведомостям» эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Замена осуществляется в основном за счет жильцов или через взносы на капремонт, кредиты в банках на новые лифты практически не выдают, поэтому регионы выделяют субсидии из бюджета на эти цели, пояснил Склянчук. «Нужна отдельная госпрограмма лизинга в лифтовой отрасли, чтобы замена подъемника не сжирала все взносы на капремонт, а жильцы не переплачивали за кредиты», – заявил он. Кроме того, такие лифты должны быть отечественными, а их монтажом и ремонтом должны заниматься сами производители, а не посредники, заключил Склянчук.
Основная проблема с заменой лифтов заключается в созданной «котловой» модели финансирования капремонта, когда все платят за тех, у кого состояние дома хуже, пояснил «Ведомостям» доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета Станислав Шубин. Из-за отсутствия взаимосвязи между износом дома и размером взносов возникают сложности, добавил он. Также, по его словам, не хватает разъяснительной работы: часто собственники не хотят платить взносы, ошибочно полагая, что новый дом не требует ремонта или думают, что «не доживут» до того дня, когда сделают ремонт их дома, говорит Шубин. Решением проблемы может быть, например, поступательный перевод всех домов на спецсчета, развитие государственных мер поддержки, гарантирование привлечения инвестиций в капремонт, заключил он.
Фото: freepik
Комментарии закрыты.