Содержание:
Архитектор и сооснователь бюро Wowhaus
С начала XX века, когда в США появились первые небоскребы, многие города и страны вступили в «гонку высот», пытаясь построить дома, впечатляющие своими колоссальными масштабами. И сегодня многие крупные мегаполисы мира, особенно в азиатской его части, продолжают расти вверх и ежегодно возводить новые небоскребы. Насколько этот тренд актуален для российской столицы и каким может быть гармоничный архитектурный облик Москвы будущего, рассказал в колонке для сайта «РИА Недвижимость» архитектор и сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро.
Способ заявить о себе
Москва – город с уникальной и очень разнообразной архитектурной средой. Средняя высотность зданий по всему городу составляет, по данным главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, 7-8 этажей – это вполне гуманная среда по отношению к человеку.
Есть и высотные доминанты, которые делают город визуально разнообразным – башни московского Сити возвышаются над землей более чем на 350 метров: высота башни «Восток» комплекса «Федерация» составляет 373,7 метра, а южной башни «Око» – 354,2 метра. Конечно, это не предел: небоскребы-рекордсмены строятся примерно каждые три года. Высота знаменитой башни Бурдж-Халифа в Дубае – 828 метров, башен «Петронас» в Куала-Лумпуре – более 450 метров. А самое высокое здание в России – петербургский «Лахта Центр» – 462 метра высотой.
Сверхвысокие здания – это манифестация города, так как высота зданий – самый простой, но отнюдь не единственный способ заявить о себе. К примеру, Токио – город с самым большим населением в 37 миллионов человек, а Ханчжоу в Китае занимает первое место по площади, которая составляет 16,5 тысячи квадратных километров.
Кроме того, высотность сооружений недолговечна: Останкинская башня ведь тоже долгое время считалась самой высокой телебашней в мире. И если раньше такие сооружения становились событием сами по себе, то сегодня внимание привлекают здания с действительно выдающейся архитектурой.
Объект повышенной опасности
Высотные дома занимают меньшую по сравнению с малоэтажной застройкой площадь, что, несомненно, важно для городов, где на ограниченной территории нужно разметить большое количество жилых или офисных помещений.«
"Небоскребы – это в большей степени имиджевые сооружения, в то время как с финансовой точки зрения их строительство не всегда может быть оправдано. В какой-то момент затраты на высоту перекрывают выгоду от количества построенных квадратных метров на единицу площади купленной земли. Содержание и обслуживание такого здания становится дорогим. Стоимость квадратного метра увеличивается настолько, что их компактное размещение перестает иметь смысл".
Сверхвысокие здания неизбежно сужаются кверху. Это необходимо, чтобы справиться с ветровой нагрузкой. Такое инженерное решение ограничивает количество полезной площади на последних этажах. Иногда, чтобы здание получило рекордную отметку высоты, на нем просто размещают шпиль – так сделано на вершине «Эмпайр-стейт-билдинг».
Вид на ночной Манхэттен со смотровой площадки Рокфеллеровского центра
Из-за той же ветровой нагрузки сверхвысотные здания на большой высоте не являются неподвижными. Небоскребы Нью-Йорка набирают к верхним этажам амплитуду колебаний до нескольких метров. У людей с чувствительным вестибулярным аппаратом это может вызвать дискомфорт. Для человека такая высота не естественна и воспринимается, скорее, как аттракцион, поэтому психологически чувствовать себя в безопасности в таких зданиях непросто.
Высотные здания – это всегда объекты повышенной опасности, поэтому к лифтовым и лестничным шахтам требования особенно жесткие. Во время пожара лифты блокируются, так как шахты наполняются дымом и угарным газом, а эвакуация возможна только по лестницам. В экстренной ситуации покинуть такое здание сложно, что было печально доказано террористической атакой на башни-близнецы в Нью-Йорке.
Туристы у национального мемориала 11 сентября в Нью-Йорке
Доминанта города
В сумме всех факторов сверхвысокие здания – далеко не самая комфортная, здоровая и безопасная среда для постоянной жизни человека. Но зачем они городу?
Город кажется интересным, когда в его ткани есть архитектурные доминанты – точки, которые выделяются на фоне регулярной застройки. Они могут выделяться разным способом: чрезвычайно декорированный дом или здание большого масштаба. В крупных городах Европы главной доминантой был собор или знаковое светское сооружение. В Санкт-Петербурге в 1844 году был принят высотный регламент, запрещавший строительство зданий выше Зимнего дворца. Во многих исторических городах до сих пор на законодательном уровне запрещено строить здания выше важных смысловых и композиционных доминант.«
"Такие доминанты создают неповторимый архитектурный ландшафт города. В Москве, где раньше выделялись в основном сталинские высотки, новой доминантой стал район Сити. Как это всегда бывает в архитектуре, вопрос в том, чтобы чувствовать меру".
Фактор идентичности
Высотное строительство тоже может быть частью идентичности. Это случается в молодых городах, таких как Сингапур или Дубай. Москва же – это старый город, в котором сохранилось много слоев исторической городской ткани.
Вид на башни «Сити» и Singapore river от набережной Promenade
Более того, сегодня эта архитектура прошлого получает новые функции: масштабные промышленные объекты сохраняются, принимают на свои территории креативные кластеры и культурные центры, в исторических жилых домах появляются офисы и шоурумы.
Мы научились беречь историю, идентичность места не только консервируя исторические объекты под музейные пространства, но и наполняя их современной городской жизнью. Тем самым мы расширяем границы города, не увеличивая количество занимаемых им квадратных километров, но создавая и новые точки притяжения для горожан в уже существующих кварталах. Все же идентичность города заключается в его насыщенности. И чем разнообразнее будет застройка, тем комфортнее будет жизнь в городе.
Высота в балансе с комфортом
Очевидно, что Москва может расти вверх – технологии, площадь и амбиции это позволяют.«
"Но важно понимать, что нагрузка на транспорт и сети увеличивается, когда высотных зданий становится больше. Всем тем, кто работает или живет в таких зданиях, необходимо обеспечить путь, предусмотреть доступный общественный транспорт и доступ личных автомобилей".
Например, в Токио, городе с самым большим населением, проблема перегруженности общественного транспорта привела к появлению новой профессии – «осия». Это сотрудники метрополитена, которые оказывают помощь пассажирам при посадке в переполненные вагоны. Проще говоря, они буквально заталкивают людей в вагоны и следят, чтобы их не зажало дверьми.
То есть для современных мегаполисов правильным решением будет поиск баланса между плотностью застройки и комфортом жителей.
Москва активно застраивается домами разной этажности. Так, в Новой Москве предпочтение отдается разновысотным домам с отличающимися фасадными решениями и формированию разнообразной городской среды. Причем новым локациям удается не повторять опыт застройки 70-90-х годов, когда большое количество городских районов было заполнено однотипными многоэтажными коробками. Это довольно однообразная и плотная застройка. Сейчас московские власти стремятся даже в регулярной застройке создавать доминанты – как высотные, так и смысловые.
Комментарии закрыты.